вторник, 4 января 2011 г.

Чем плох демпинг

Давно собираюсь высказаться на эту тему, а сегодня получила на Дару-даре комментарий, который и послужил последним толчком к написанию.

"Вообще у вас все работы такие классные, а вы не пробовали на реализацию в какой-то магазинчик с бижутерией сдавать? Так у них больше шансов найти хозяек."

Пробую, конечно. Покажите мне человека с рукодельным хобби, который втайне или явно не мечтает озолотиться, продавая свои шедевры. Однако же есть нюансы.

Пример. Допустим, сделала я некие бусики, на определенном уровне владения техникой, из материалов, которые мне на данный момент мне по карману и по зубам. Скажем, произошло это летом. Я довольна, я вложила в них массу времени, придумала специально для них какие-то новые трюки. Я оцениваю проделанную работу в определенную сумму - пусть это будет, условно, 20 долларов. Ну и начинаю продавать. Продаю неделю, месяц, другой... полгода прошло, а они так и лежат на полке - нарядные, необычные, и при этом невостребованные и никем не желанные...

Наконец, наступает момент, когда очевидно, что полочку надо разбирать, ибо рухнет. И вот позарез хочется избавиться от этих бусиков. Вообще, мне очень не по душе скопление готовых работ, такое ощущение, что они оттягивают на себя мою энергию - вместо того, чтобы думать о новых идеях, моя голова полна забот о том, куда девать старые. Первое, что приходит в голову - продать подешевле. А если подешевле не получится - то совсем уж за сущие копейки. Вроде как и заработать что-то, и вещь пристроить.

Однако же - что произойдет, если я продолжу предлагать эти бусики на выбранной площадке за смешную сумму:

- вещь обесценится в моих глазах. Опустив цену ниже плинтуса, я в какой-то момент поверю в то, что цена моих усилий - ломаный грош или около того. Этот факт не замедлит сказаться на самооценке, а мастер с заниженной самооценкой имеет очень плохие шансы на успешное развитие;

- вещь обесценится в глазах потенциальных покупателей, что весьма вероятно скажется на их отношении к мастеру и его работам вообще. Кроме того, вспомним об "эффекте снобизма" - бывают ситуации, когда покупатель просто не готов купить вещь за сумму ниже приемлемой для него, как это ни парадоксально (вспомните, как вы шли на день рождения к другу и не купили вон ту клёвую штучку, потому что у вас был определенный бюджет, а штучка стоила гораздо меньше). Как вариант - слишком низкая цена может оказаться поводом подозревать, что с товаром "что-то не так", есть скрытые дефекты и недоработки. А это может отпугнуть потенциальных покупателей и от других ваших вещей, продающихся на той же площадке;

- на небольшом рынке с условно ограниченным числом продавцов ваш демпинг вполне может спровоцировать цепную реакцию, которая ударит по всем продавцам, по вам в том числе;

- демпингуя, вы лишаете себя возможности использовать цену как маркетинговый инструмент. Если так уж совсем хотите расстаться с вещью за копейки - придумайте пиар-акцию, приурочьте распродажу к празднику, словом, заставьте низкую цену поработать на вас;

- есть большая вероятность, что предлагаемая за копейки вещь достанется человеку, которому она реально не нужна и не порадует его. Помните неприятное послевкусие от покупки, сделанной под влиянием мысли "ну это же почти даром, почему бы не позволить себе", а в итоге оказавшейся совершенно ненужной? Хочется поскорее забыть поскорее о своей глупости и не возвращаться больше в тот магазинчик с клевыми, недорогими, но бесполезными лично для вас штучками. Такой покупатель нам не нужен и не интересен, лучше потратить немножко больше времени и мысленных усилий, чтобы найти истинно "своего покупателя", который будет доволен приобретением, вернется к вам во второй, третий и энный раз, да еще порекомендует всем друзьям и родственникам.

Что же делать, если вы уверены в том, что сделанная вами вещь качественна, красива и продается на правильной площадке (в противном случае лучше не продавать изначально или больше внимания уделять раскрутке, искать "своего" покупателя)? Я уверена, что такие работы нужно дарить. Вернемся к исходным условиям задачи - бусики мы сделали летом, а сейчас, к примеру, новогодние праздники. За это время, если я не сидела ровно на попе, мои работы вышли на новый уровень, я лучше владею техникой, использую более качественные и интересные материалы, наработала новые приемы, позволяющие сделать конечное изделие более надежным и безопасным. В результате залежавшиеся бусики создают превратное представление о текущем уровне моих работ - на них же не написано, что они собраны полгода назад, и в то время были вполне себе симпатичны и достойны. Но сегодня они снижают некое условное "среднее арифметическое" предлагаемых на продажу изделий, и это лучше исправлять. И вот тут-то на помощь приходит отличный ресурс - darudar.org - место, где встречаются дарители и одариваемые, а хорошие вещи попадают в хорошие руки.  Конечно, можно отдать залежавшееся изделия кому-то из друзей и родственников, но, так мы опять рискуем вручить вещь человеку, которому она реально не нужна, а отказаться от подарка ему неудобно.

Вот такой получится новогодний пост о подарках, актуально, правда?:) В общем, творите, дарите, пусть каждая рукотворная вещь обретает своего ценителя, а деньги... деньги тоже никуда от нас не денутся. Со временем:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий